Растровые системы прорисовки фотошаблонов для прецизионных печатных плат

Типы трафаретов

JLCPCB предоставляет возможность выбора между трафаретами в рамке и безрамочными трафаретами. Трафарет в рамке предназначен для машинного нанесения паяльной пасты. Безрамочный трафарет рассчитан на ручное нанесение пасты. Безрамочный трафарет дешевле и легче (0.2 кг), поэтому его доставка будет стоить меньше.

Безрамочные трафареты

Безрамочные трафареты предназначены для работы со специальными системами натяжения, известными как многократно используемые рамки трафаретов. Трафареты такого типа не требуется вклеивать в рамку. Безрамочные трафареты рекомендуется использовать для сборки прототипов или малых тиражей печатных плат. Благодаря компактности, они удобны при хранении, так как занимают намного меньше места, чем трафареты в рамках. Кроме того, хранение таких трафаретов обходится дешевле.

Трафареты в рамках

Рамочный, или склеенный трафарет – это туго натянутая трафаретная фольга, постоянно вклеенная в рамку по ее периметру. Такие трафареты рассчитаны на массовое автоматизированное производство печатных плат. Благодаря высокой точности и износостойкости, рамочные трафареты хорошо подходят для крупносерийного производства. Если потребитель не найдет подходящего размера в ряду популярных форматов рамочных трафаретов, мы изготовим ему нестандартный трафарет.

Трафаретная рамка

Для нанесения паяльной маски на печатную плату нужна так называемая рамка с хорошо натянутой трафаретной сеткой. Многих процесс натяжки сетки пугает и они предпочитают купить готовую рамку. На самом деле ни чего здесь сложного нет, было бы желание и немного свободного времени.

В этой статье я расскажу вам как правильно натянуть трафаретную сетку на рамку.

Каркас рамки

Варим из квадратной железной трубы 20*20 мм. рамку нужного размера, шлифуем все углы и стороны шкуркой, чтобы при натяжении сетка не порвалась. Красим ее с трех сторон (сторону где будет клеиться сетка оставляем не крашенной). В данном случае рамка имеет рабочее поле 210*300 мм., то есть формат А4.

Натяжитель трафаретной сетки

Берем кусок ДСП толщиной 26 мм. Кладем на него рамку и с припуском 5 мм снаружи, очерчиваем и обрезаем лобзиком.

Затем сверлим по периметру сквозные отверстия на 6 мм. С другой стороны рассверливаем эти отверстия на глубину 5..6 мм. сверлом на 10 мм.

Вбиваем в рассверленные отверстия гайки М6 и с другой стороны вкручиваем болты М6.

Процесс натяжения сетки на рамку

Накладываем рамку на сторону ДСП с гайками, обезжириваем и скобами равномерно, начиная от середины каждой стороны, крепим трафаретную сетку.

В данном случае использовалась сетка трафаретная VS-Monoprint PES 77/48 PW.

Ставим ДСП с рамкой на ребро, затем сначала руками подтягиваем болты до упора равномерно по всему периметру. Берем ключ на 10 и по пол оборота натягиваем сетку. Болты крутим в шахматном порядке, то есть равномерно. В результате рамка поднимается и соответственно сетка натягивается. Злоупотреблять натяжкой здесь не нужно, сетка должна быть достаточно равномерно натянута и не провисать. Слабая натяжка тоже не желательна. Если вы перетяните сетку, то крепление на скобах может не выдержать и сетка может порваться.

Клеим трафаретную сетку к рамке

Дальше будем клеить сетку к рамке. Что бы клей не испачкал сетку, клеим по периметру бумажный малярный скотч.

Разводим специальный клей для трафаретной сетки KIWOBOND 1100, для этого размера рамки достаточно 10 мл. клея. Наносим кистью клей на сетку, пропитываясь, он надежно приклеит ее к рамке. Мазать клей нужно сразу обильно (если наносить мало, то он быстро сохнет), и конечно мазать так, чтобы разведенного клея хватило на всю рамку.

Через два часа клей затвердеет, снимаем скотч и обрезаем малярным ножом сетку по периметру рамки.

Данная статья опубликована на сайте whoby.ru. Постоянная ссылка на эту статью находится по этому адресу http://whoby.ru/page/setkaramka

Читайте статьи на сайте первоисточнике, не поддерживайте воров.

Результат работы

В результате получилась рамка нужного размера с качественно натянутой на нее трафаретной сеткой, для нанесения паяльной маски на печатную плату. Таким же образом была натянута сетка на рамку меньшего размера, с рабочим полем 110*170 мм., для маленьких плат.

Правильное нанесение паяльной маски

Видео нанесения маски с помощью рамки с натянутой трафаретной сеткой

В дополнении к фото (если не понятно), посмотрите видео нанесения паяльной маски на печатную плату. Вместо маски, в видео используется зубная паста. Но думаю вы меня простите за такой каламбур.

Другое видео по нанесению паяльной маски, можно посмотреть в этой статье.

Автор статьи: Admin Whoby.Ru

Подготовка фотошаблона

Шаблон на пленке для струйного принтера более плотный, лазерный принтер в этом плане похуже — видны просветы на затемненных участках

При засветке нужно будет обратить внимание на то, какого типа фотошаблон будет применяться и сделать поправку времени засветки. Пленку для лазерного принтера найти не проблема, цена более чем доступна

Для струйного принтера приходится поискать, да и стоит она примерно в 5 раз дороже. Но при мелкосерийном производстве, применение фотошаблона распечатанного на струйном принтере полностью себя оправдывает. Фотошаблон должен быть негативным, т.е. те места, где должна остаться медь, должны быть прозрачными. Фотошаблон надо распечатать в зеркальном отображении. Это делается для того,  чтобы приложив, его к текстолиту с фоторезистом, краска на пленке фотошаблона прилегала к фоторезисту. Это обеспечит более четкий рисунок.

Химия фоторезистов

Фоторезисты, чувствительные к УФ

  • Позитивные — сульфо-эфиры ортонафтохинондиазида в качестве светочувствительного вещества и новолачные, феноло- или крезолоформальдегидные смолы в качестве пленкообразователя.
  • Негативные — циклоолефиновые каучуки, использующие в качестве сшивающих агентов диазиды; слои поливинилового спирта с солями хромовых кислот или эфирами коричной кислоты; поливинилциннамат.

Фоторезисты, чувствительные к ГУФ

  • Позитивные — сенсибилизированные полиметакрилаты и арилсульфоэфиры, использующие фенольные смолы
  • Негативные — галогенированные полистиролы, диазиды с феноло-формальдегидными смолами

Также используются фоторезисты с химическим усилением скрытого изображения, состоящие из светочувствительных ониевых солей и эфиров нафтоловых резольных смол, в которых происходят химические реакции под действием солей.

Электронные резисты и фоторезисты, чувствительные к рентгену и ионным потокам

  • Позитивные — производные полиметакрилатов, полиалкиленкетонов и др.
  • Негативные — полимеры производных метакрилата, бутадиена и др.

Засветка

Я засвечиваю лампой 26Вт black-light с расстояния 12 см, 15 минут. Для этого сделал такое вот устройство:

Внимание! Это старые фото! В итоге я убрал отражатель из фольги и засветки проводу без отражателя!

Лампу включаю заранее за 1-2 минуту до засветки, чтобы прогрелась, но мне кажется, что при 15 минутах засветки это неважно. Кладем плату, сверху на нее фотошаблон, прижимаем или стеклом или пакетом с водой, и сверху ставим аппарат засветки

Ждем 15 минут ничего не двигая! Даже после 10 секунд уже двигать поздно!

Кладем плату, сверху на нее фотошаблон, прижимаем или стеклом или пакетом с водой, и сверху ставим аппарат засветки. Ждем 15 минут ничего не двигая! Даже после 10 секунд уже двигать поздно!

Хитрости тут две:

  1. Я на фоторезист (т.е на верхнюю пленку на нем) капаю немного воды, кладу фотошаблон тонером вниз и прикатываю его к фоторезисту. С водой он так прилипает, что кажется и прижимать не надо. Но я так не рисковал. Думаю, что если у вас дорожки и зазоры от 0.4-0.5мм, то действительно можно не прижимать
  2. Пакет с водой ничуть не хуже стекла, а для неровного текстолита просто спасение. Берем пакет, наливаем в него теплой воды из-под крана на половину. Теперь ставим его на пол, а верх пакета кладем на что-то не очень высокое, но так, чтобы вода не выливалась. Например, на коробку из-под обуви. Разумеется, верхний край пакета держать надо постоянно. После этого через бумагу утюгом на 3 (трех) точках проглаживаем верхние 5-10 сантиметров пакета, чтобы все хорошо слиплось. Пакет, однако, долго не живет. По крайне мере мои пакеты после 30 минут засветки УФ начинают протекать без видимых причин. Видать, они разлагаются под действием ультрафиолета.

Как альтернативный вариант, я могу перевернуть аппарат засветки, положить на него сверху стекло, а не стекло плату с фоторезистом и фотошаблоном, который держится на воде, а сверху небольшой груз. Иногда так удобнее.

Кстати, именно печать на лазерном принтере позволяет использовать воду для приклеивания шаблона водой. Струнный шаблон будет размазываться.

После того, как пойдет 15 минут, снимите шаблон, положите плату в темное место на 10 минут. Мне действительно кажется, чтобы если дать фоторезисту плате «дойти» после засветки, то он лучше держится и меньше растворяется, где не надо. Это субъективно, замеров не делал.

Точность

Многие забывают, что для получения конечного результата — качественного фотошаблона высокого разрешения — фотоплоттера бывает недостаточно. На качество фотошаблонов сильно влияет точность системы позиционирования каретки (или стола, в зависимости от схемы перемещения пленки). Чтобы не получилось таких проводников, как показано на рис. 6, точность позиционирования должна быть соизмерима с разрешением фотоплоттера. Например, невозможно изготовить проводники шириной 10 мкм (разрешение 16 000 dpi) с точностью позиционирования ± 10 мкм.

В первую очередь точность позиционирования определяется качеством изготовления ходовых деталей фотоплоттеров (к примеру, винта в передаче «винт-гайка» или ша-рико-винтовой паре). Но и компоновка фотоплоттера накладывает свой отпечаток — так, в планшетных фотоплоттерах требуется большая скорость перемещения, вынуждающая производителей использовать ШВП или дорогостоящие линейные приводы. А сканирующий характер движения приводит к дополнительному влиянию зазоров в передаче движения на точность позиционирования. На рис. 1 приведена утрированная схема выборки зазоров в случае движения в разные стороны. Ситуация осложняется тем, что движение является неравномерным, и, следовательно, необходима более сложная система управления, а это неблагоприятно сказывается на стоимости оборудования.

Протяжные фотоплоттеры в силу конструктивных особенностей вносят дополнительные погрешности формы, такие как тра-пециевидность или сдвиг. Это происходит из-за проскальзывания роликов по фотопленке. Использование специальных материалов роликов позволяет снизить подобный эффект, но суммарная точность остается недостаточной для производства фотошаблонов прецизионных печатных плат.

В барабанных фото плоттерах на точность позиционирования влияет только точность изготовления элементов передачи и возможность регулировки элементов привода. Это связано с тем, что движение происходит равномерно и имеет одно направление. Такой характер движения позволяет значительно упростить систему управления и конструкцию фотоплоттера.

Поскольку погрешности изготовления деталей вносят в конечный результат систематические погрешности, их можно минимизировать с помощью общеизвестных математических алгоритмов и программного обеспечения. Например, в барабанных фотоплоттерах фирмы Slec для этой цели используются математическая модель «резиновый лист» , для внесения предыскажений в программы изготовления фотошаблонов. При этом пользователь может легко изменить параметры модели (смещения в узловых точках) на основе измерений тестового фотошаблона, что позволяет обеспечивать высокую точность засветки и компенсировать естественный износ движущихся частей на протяжении всего периода эксплуатации. Применение вращающегося барабана позволило разместить на каретке несколько расщепленных лучей лазера с длиной волны 632,8 нм (например, 8 лучей для модели 5088А, рис. 7), а низкая скорость перемещения каретки — использовать передачу «винт-гайка», простую в обслуживании и надежную в работе. При этом производительность осталась на требуемом уровне, скажем, фотоплоттер 5088А позволяет засветить фотошаблон с высоким разрешением (8000 dpi) всего за 20 минут. Все эти достоинства сделали фотоплоттеры фирмы Slec доминирующими на азиатском рынке оборудования и очень популярными в России.

Типы

Исходя из химической структуры фоторезистов, их можно разделить на три типа: фотополимерные, фоторазлагающиеся, фоторезисты фотошивки.

Фотополимерный фоторезист — это тип фоторезиста, обычно аллильного мономера, который может генерировать свободные радикалы при воздействии света, а затем инициирует фотополимеризацию мономера с образованием полимера. Фотополимерные фоторезисты обычно используются для негативного фоторезиста, например метилметакрилата.

Фотополимеризация мономеров метилметакрилата под УФ-излучением с образованием полимера.

Фоторезист фоторазложения — это тип фоторезиста, который создает гидрофильные продукты под действием света. Фоторезисты фоторазложения обычно используются для позитивных фоторезистов. Типичным примером является азидхинон, например диазонафтахинон (DQ).


Фотолиз дизаонафтохинона, который приводит к гораздо более полярной среде, которая позволяет водной основе растворять полимер бакелитового типа.

Фотосшивающий фоторезист — это тип фоторезиста, который может сшивать цепочку за цепочкой при воздействии света с образованием нерастворимой сети. Фотосшивающий фоторезист обычно используется для негативного фоторезиста.

Химическая структура СУ-8 (одна молекула содержит 8 эпоксидных групп)

Механизм СУ-8 для негативного фоторезиста

Полимеры тиол-енов (OSTE) вне стехиометрии

Для самоорганизующегося однослойного фоторезиста SAM сначала самосборка формируется на подложке . Затем эта поверхность, покрытая SAM, облучается через маску, аналогичную другим фоторезистам, которая формирует образец с фото-рисунком на облучаемых областях. И, наконец, проявитель используется для удаления разработанной детали (может использоваться как положительный, так и отрицательный фоторезист).

Что предлагается?

В современном производстве печатных плат уже давно не используются векторные фотоплоттеры (как и фотонаборные машины) ввиду их низкой производительности и высокой стоимости. Поэтому для современного производства остается актуальным только растровый метод засветки. В этом методе рисунок формируется элементарным пятном сфокусированного источника света. Размер пятна является одной из самых важных характеристик растровых фотоплоттеров, которая называется разрешением фотоплоттера. Для формирования топологии фотошаблона необходимо выполнить горизонтальную и вертикальную развертку луча. Точность механизмов, обеспечивающих эти развертки, в значительной степени сказывается на качестве конечного результата.

Рассмотрим существующие компоновки фотоплоттеров, используемых в производстве печатных плат.

Что такое плёночный фоторезист?

Пожалуйста, не путайте с аэрозольным фоторезистом. Пленочный фоторезист состоит из трех слоев пленки. В середине фоточувствительная пленка, покрыта с двух сторон защитными пленками. Со стороны, которая приклеивается к текстолиту — мягкая, с другой — жесткая. Пленочный фоторезист обладает рядом преимуществ перед аэрозольным. Во-первых, он не воняет при нанесении, не требует сушки. Очень удобен при работе с небольшим количеством плат. В отличии от аэрозольного фоторезиста, где толщину слоя тяжело угадать, толщина пленочного фоторезиста одинакова всегда. Это упрощает подбор времени засветки. Пленочный фоторезист индикаторный. Т.е. визуально видны засвеченные участки.

Примечания

  1.  (англ.) (недоступная ссылка). ECE, Georgia Tech. — «Negative resists were popular in the early history of integrated circuit processing, but positive resist gradually became more widely used since they offer better process controllability for small geometry features. Positive resists are now the dominant type of resist used in VLSI fabrication processes.». Дата обращения: 18 декабря 2015.
  2. ↑  (англ.) (недоступная ссылка). “Instability and Patterning of Thin Polymer films”. Indian Institute of Technology. — «Historically, by 1972 the limitations of negative photoresist were reached. Subsequent developments were all based on positive photo resists.». Дата обращения: 18 декабря 2015.
  3. . CE435 — INTRODUCTION TO POLYMERS. Dept of Chemical and Biological Engineering. State University of New York (19 апреля 2000). — «…positives are more costly to produce. However, images from this resist are extremely accurate, require minimal processing technique, and involve few processing steps.». Дата обращения: 18 декабря 2015.
  4. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 декабря 2015.
  5. courses.ee.psu.edu/ruzyllo/ee518/EE518_Adv.PR.Tech.S06.ppt

Заказ трафарета у JLCPCB

Заказать у JLCPCB трафареты можно либо вместе с печатными платами, чтобы сэкономить на стоимости доставки, либо отдельно.

Заказ трафаретов вместе с печатными платами

При заказе платы после загрузки Gerber файла и заполнения спецификации вы можете дополнительно заказать «Лазерный трафарет», просто выбрав опцию «Laser Stencil: order together with laser stencil» (Заказать вместе с трафаретом).

Отдельный заказ трафаретов

Если вы забыли про трафареты при заказе плат, или хотите, чтобы на границе трафарета были сделаны нестандартные вспомогательные отверстия, можете заказать трафарет отдельно на странице «Quote».

Кликните на кнопку «Add your Gerber file» (Добавьте свой Gerber файл), чтобы загрузить Gerber файл, и введите параметры трафарета.

Готовим стенд для проявка, засветки фоторезиста и травление платы.

Накладываем на наш плату фотошаблон так, чтобы сторона пленки прозрачной, на которую нанесен рисунок, была меди к прижата. Не перепутайте! Иначе у вас получиться «плата» зеркальная.Сверху фотошаблона накладываем  чистое, царапин без, стекло. Слегка нагрузим края чтобы, стекла фотошаблон плотнее прижался с плате.

ставим Лампу на такую высоту, чтобы расстояние от лампы ультрафиолетовой до стекла  было около 25 см.

Ну все для готово засветки. Время засветки зависит от факторов многих (типа и мощности УФ лампы, марки его, фоторезиста «возраста» и пр.), поэтому определяется опытным Мои. путём эксперименты показали, что оптимальное засветки время около 12 минут. Берем в руки нибудь-какой хронометр или секундомер и включаем минут на 12 лампу.

Пока ультрафиолет делает свое дело ультрафиолетовое, подготовим «проявитель».В кювету наливаем обычной стакан воды из крана.Туда же добавляем колпачка-пол средства «Крот».

Работаем с щелочью, конечно, лучше, надеть резиновые перчатки, если имеются таковые. Если нет — стараемся не допускать средства попадание на кожу, если всё же такое быстро — произошло смываем водой.

Перемешиваем кисточкой.

проявитель, Все готов!

Еще осталось время кофе попить, в ожидании, когда истечёт 12 минут (засветки время фоторезиста)!

Ну вот, мой хронометр что, показывает пора выключать лампу.

Извлекаем свет на плату божий и идем в «проявочную». 😉

Прежде приступать чем к проявке, мы должны удалить ещё защитную одну пленку. Так сделаем это, это, благо совсем не трудно, главное — зацепить проявляю.

Я уголочек так — не опускаю плату в раствор, а кисточкой её смачиваю, держа в руках.

Смачивания чередую с проточной в ополаскиванием воде.

Так проще отслеживать проявки равномерность по разным участкам платы.

Если что, видим где то проявляется медленнее — чаще (смачиваем) дольше этот участок щелочным раствором.

контролируем Процесс визуально.

Ну вот и готово — проявка Оцениваем.

завершена качество полученного результата — нет ли дорожек разрывов, не отслаивается ли фоторезист, нет ли каких дефектов других. Если имеются явные, трудно дефекты устранимые — лучше смыть фоторезист (далее я как расскажу) и повторить процесс заново, проверив фотошаблона качество. Если все хорошо — приступаем к Опорожняем. травлению нашу кювету, можно и сполоснуть

наливаем Теперь в неё раствор хлорного железа.

хлорного Раствор железа я готовил так — на стакан бросил воды комок сухого хлорного железа, грецкий с размером орех (думаю, это примерно ложка столовая с «горкой»). Не берите сухое хлорное мокрыми железо руками! При растворении сухого железа хлорного выделяется тепло (проверено на собственном опыте печальном :-))! Да руки потом будут, как у какого иранца-нибудь — жёлтые, как от хны! 🙂 следим Периодически за процессом, приподнимая кисточкой плату уровнем над раствора.

Также, для ускорения все, процесса той же кисточкой удаляем продукты поверхности с реакции платы. И вот, наконец, очередная просвет «на проверка» говорит нам, что дорожки Сливаем.

протравились раствор в герметичную ёмкость — он нам пригодиться ещё. Промываем плату в проточной воде, кювету и заодно помоем. Теперь надо избавиться от ненужным ставшего фоторезиста. «Крот» опять спешит на Только! 🙂 помощь на этот раз мы его водой будем не разбавлять, а просто нальём его на плату слоем тонким.

Минут 10 свободного времени у нас Можно. есть чего-нибудь и для конторы сделать полезного! 😉

Через какое то время фоторезист, действием под «Крота», начинает отслаиваться от платы.

больше — Дольше.

Поможем «Кроту» кисточкой. Результат не себя заставит долго ждать!

Ну вот, практически, и Смываем.

все ошметки фоторезиста в унитаз, чтобы не раковину засорить (хотя о чем я?! С нами же «Крот» :-)). плату Прополаскиваем. Вот теперь — все!

Сушим и визуальный — снова контроль.

Опа! А вот тут у недотрав нас! 🙁

Проверка омметром подтвердила опасения — сидит «дорожка» на «земле».

Скорее всего, чуть-недодержали чуть в растворе.

Что делать?!!!

Главное — паники без! 🙂

Берём тоненькую иголочку и устраняем Теперь.

дефект все как надо!

Ещё проверяем раз омметром — так и есть!

Все больше, нормально дефектов не выявлено.

Отпиливаем ненужный периметру по текстолит платы и слегка «шлифуем» плату бумагой наждачной.

Ну не красавица разве?! 🙂

Накатка фоторезиста

Вырезаем нужный кусок по размеры (делайте минимум на 1см больше с каждого края, чем надо). С одного края отдираем пленку с одной стороны (он покрыт пленкой с двух сторон), прилепляем этот край к плате, аккуратно разглаживая пальцами. Далее два варианта. Или плавно отдирая снизу фоторезиста пленку (не касаясь платы!) лепим его пальцами другой руки и разглаживаем. Для маленьких плат получается хорошо. Но я предпочитаю другой вариант. Прикрепили край, а теперь ставим на него валик, и катим вперед и давим вниз, а другой рукой по необходимости тянем снимаемую пленку из-под фоторезиста. С валиком у меня с первого раза получилось без единого пузыря. И далее пузырей не случалось (сделано на момент написания этого текста более 20 плат фотоспособом). После этого, сильно надавливая, прокатайте фоторезист во всех направлениях. Ну, скажем, в 4-х направлениях (крест и диагонали) по 3 раза от края до края.

Кстати, работайте при обычном свете, ничего не бойтесь, кроме сильного прямого солнечного света.

Теперь берем утюг, ставим на 1 (одну) точку. Кладем на плату бумагу 80г/м2 и, когда прогреется, утюгом водим по плате пока она не станет заметно теплой. Нельзя чтобы фоторезист или верхняя пленка на нем начала плавится. Просто он должен быть теплым. Градусов на 50. После этого сразу еще раз прокатываем все валиком, как и в предыдущий раз. Все, плата готова.

Вообще, из всех моих опытов стало очевидно, что для того, чтобы фоторезист не отходил, надо чтобы плата была идеально обезжирена, а фоторезист был очень равномерно прикатан, причем надо это сделать на теплый текстолит. Я даже сначала текстолит утюгом грел и прикатывал сразу пока он очень теплый. Это оказалось перебором. Описанный способ ни одного раза не позволил отойти фоторезисту.

Нанесение фоторезистов

Перед нанесением фоторезистов на материалы с низкой адгезией, сначала наносят подслой (например HMDS) усиливающий адгезию фоторезиста к поверхности. После нанесения, фоторезист иногда покрывают плёнкой антиотражающего покрытия для повышения эффективности экспонирования. С той же целью антиотражающее покрытие порой наносят и до нанесения фоторезиста. Сами фоторезисты наносятся следующими основными методами:

Центрифугирование

Центрифугирование — это наиболее широко распространённый метод нанесения фоторезистов на поверхность, который позволяет создавать однородную плёнку фоторезиста, и контролировать её толщину скоростью вращения.

Окунание

При использовании не подходящих для центрифугирования поверхностей, используется нанесение окунанием в фоторезист. Недостатками этого метода являются большой расход фоторезиста и неоднородность получаемых плёнок.

Аэрозольное распыление

При необходимости нанести резист на сложные поверхности используется аэрозольное распыление, однако толщина плёнки при таком методе нанесения не является однородной. Для аэрозольного напыления, как правило, используют специально предназначенные фоторезисты.

Цены на вывод фотоформ (цветоделенных пленок)

Форматготовые ps/pdf***стандартный тариф
A4+ (до 260х360*)150155
A3+ (до 360х520*)300310
A2+ (до 520х720*)600620
A1+ (до 720х1040*)12001240

Минимальная стоимость заказа на фотовывод 300 рублей.Минимальная стоимость срочного заказа на фотовывод 900 рублей.**

* Размер в миллиметрах с обрезными метками и крестами** Если Вам необходимо срочно вывести пленку малого формата, а нам нечем ее дополнить, Вы оплачиваете минимальный отрез пленки (104х50см)*** Готовые ps/pdf — postscript или pdf файлы, полностью удовлетворяющие , содержащие в себе все необходимые заказчику элементы, и не требующие дополнительных манипуляций — таких, как сборка спусков, подстановка меток, шкал и т.п.

  • Цены указаны в рублях, и действуют с 1 ноября 2020 года, включают НДС 20%.
  • Пробивка панчей стандарта Bacher — бесплатно по желанию заказчика.
  • Сборка книжно-журнальных спусков — бесплатно по желанию заказчика.
  • Генерация экранной спусковой пробы — бесплатно по желанию заказчика.
  • Предоставляются значительные скидки при большом объеме вывода, а также в зависимости от условий доставки и вариантов оплаты.

Проверка работ перед выводом

К сожалению, верстальщики и дизайнеры не всегда готовят безупречные макеты с точки зрения качества подготовки к печати, а специалистам препресс не всегда удается отловить все технические ошибки в верстке. Очень часто целесообразно показать готовый спуск технологу на предмет правильности сборки спуска, наличия всех необходимых меток и шкал.
Более того, не все элементы верстки одинаково обрабатываются различными растровыми процессорами, и даже правильно сгенерированные и прошедшие все стадии проверки файлы в некоторых редких случаях дают непредвиденные результаты при растрировании и последующем выводе пленок или пластин CTP. В случае вывода CtP форм ситуация осложняется существенно большей ценой перевывода в случае ошибок, а также тем, что большинство ошибок, скорее всего, будут замечены только на приладке.

Таким образом, стопроцентную гарантию качества дает только проверка выходного растрового изображения, сгенерированного тем растровым процессором, с которого осуществляется вывод.

Мы предлагаем 2 варианта проверки работ перед выводом для проверки менеджером компании, технологом, корректором или заказчиком:

Цветная распечатка для проверки перед выводом (печатная спусковая проба)

Цветная распечатка осуществляется непосредственно с файла, поступающего на устройство вывода, в натуральную величину (1:1), с разрешением 360 dpi.
Это позволяет получить отпечаток, в точности соответствующий выведенным формам, для проверки менеджером компании, корректором или заказчиком.

Заказав распечатку, Вы можете отследить на ней наличие всех элементов верстки, меток и шкал, оверпринты, оценить качество изображений, проверить правильность спуска полос.
Из распечатки можно собрать макет и подписать у конечного заказчика. Наличие спусковой распечатки облегчает работу как печатного, так и послепечатного цеха.
Стоимость распечатки незначительна, и несравнима со стоимостью бракованных форм и тем более бракованного тиража.
Следует отметить, что многие типографии уже оценили необходимость этой процедуры, и не принимают в работу заказ без подписанной спусковой распечатки.

Jpeg-файл для проверки перед выводом (экранная спусковая проба)

Вы получаете (как правило, в Вашу папку на ФТП) CMYK Jpeg файл, сгенерированный растровым процессором, в натуральную величину, с разрешением 300 dpi (разрешение может быть выше или ниже по отдельной договоренности). Проверять файл не так удобно, как распечатку, однако он бесплатен, плюс экономится время на перевозку бумажных распечаток.

Имейте в виду что ни печатная, ни экранная спусковая проба не может служить для визуальной оценки цвета тиража. Для проверки цвета заказывайте цветопробу.

Фотолитография

Фотолитография — технология, позволяющая получить рисунок на поверхности твердого материала, которая широко используется, например, при производстве различных микроэлектронных изделий, плат и так далее. Также этот метод широко используется при производстве полупроводниковых приборов. В его основу положено использование специального светочувствительного материала, который накладывается в виде защитного рельефного покрытия. Обычно рисунок изображает схему или печатную плату, которые впоследствии переносят на подложку. Светочувствительные материалы, используемые при этом, называются фоторезистами.

— Автолитография. В данном случае печатную форму выполняет автор изображения.
— Хромолитография. Подразумевает процесс с использованием нескольких форм с отдельным цветом.
— Фотолитография. Обычно технология используется для нанесения изображения на тонкие пластины или материалы.
— Электронная литография. Автоматизированный процесс, выполняемый в вакууме.
— Рентгенолитография. Литография с использованием рентгеновских лучей.

Виды фоторезистов

Фоторезисты делятся на два основных типа — негативные и позитивные. Негативные характеризуются тем, что проэкспонированные области полимеризуются и становятся нерастворимыми. Поэтому после проявления рисунка растворяются лишь не проэкспонированные области. Негативные фоторезисты обладают более высокой адгезией и более устойчивы к травлению.

Что касается позитивных фоторезистов, то у них проэкспонированные области становятся становятся растворимыми и после проявления разрушаются. С их помощью можно получить более высокое разрешение изображения. Однако стоят такие материалы несколько дороже.

Процесс фотолитографии

Вкратце процесс фотолитографии выглядит следующим образом:

— Очистка и подготовка рабочей поверхности. Материал помещают в ультразвуковую ванну со смесью ацетона и метанола. В случае сильного загрязнения для очистки используются серная кислота и пероксид водорода.
— Нанесение фоторезиста на рабочую поверхность. Наиболее распространенный метод, используемый для этого, — центрифугирование. С его помощью можно нанести однородную пленку, а в процессе нанесения контролировать ее толщину. Если обрабатываемая поверхность небольшая, то можно просто погрузить изделие в фоторезист.
— Предварительное задубливание. Проще говоря, это сушка при температуре +100…120°С. Она нужна для того, что испарился оставшийся на поверхности растворитель.
— Экспонирование. Это засветка фоторезиста через фотошаблон с рисунком. При этом используется видимый или ультрафиолетовый свет.
— Вторичное задубливание. Это необязательный шаг, для которого используют усиленные фоторезист.
— Проявление. При этом части фоторезиста удаляют проявитлем (специальной жидкостью). Это делается для формирования окон в пленке фоторезиста.
— Финальное задубливание. Также является необязательным шагом.
— Обработка поверхности. Сюда входят несколько более мелких этапов — травление, электроосаждение, напыление (необязательный этап), снятие фоторезиста.

Очень важным является использовать фоторезисты фп и сопутствующие им реагенты (проявители, сниматели), совместимые с технологическими процессами, производимыми над пластиной после экспонирования. Поэтому мы подразделяем резисты по различным применениям, в каждом из которых собраны группы материалов, обладающих сходными характеристиками.

Другие материалы нашего каталога: полупроводниковые пластины.

Выводы

Разнообразие предлагаемого в данный момент различными поставщиками оборудования может сбить с толку даже самого высококлассного специалиста-технолога

Самое важное — ясно представлять конечный результат, то есть что после приобретения оборудования должно измениться, какие будут выходные параметры процесса

Даже приобретя самое точное и дорогое оборудование различных производителей, можно столкнуться с тем, что оно не состыковывается в технологический процесс, например, размер фотошаблона не соответствует или не кратен стандартным размерам заготовок, применяемых на производстве. Система совмещения позволяет автоматически совмещать только один типоразмер, используемые расходные материалы (фотошаблоны, фоторезист, паяльная маска) не универсальны и их невозможно заменить на материалы другого производителя, конвейерная линия подготовки поверхности перед нанесением фоторезиста не способна обрабатывать тонкий фольгированный материал или установка экспонирования способна совмещать и экспонировать только внутренние или внешние слои, а паяльную маску — нет.

Чтобы не возникло подобной ситуации, при выборе оборудования для фотохимических процессов и для получения неизменно положительного результата необходимо:

  1. Заказать экспертизу действующего производства с отчетом о реальном состоянии дел и объемом прогнозируемых необходимых инвестиций для достижения поставленной задачи.
  2. Заказать технологическую предпроектную проработку модернизации производства электронный модулей, включающую обоснованный технологический процесс, цепочку технологического оборудования, технико-экономические показатели модернизированного производства, сроки окупаемости при различной загрузке и принятых схем финансирования (документ очень важен при принятии решения о финансировании или отказе в финансировании).
  3. Заказать и получить информацию о базовых и расходных материалах, обеспечивающих необходимое качество производимой продукции и обеспечивающих высокий уровень рентабельности.
  4. Выбрать компетентного поставщика оборудования, который осуществит внедрение и сопровождение технологического процесса с проведением пусконаладочных работ и вывода модернизируемого технологического процесса на заданный уровень по качеству и производительности.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий